НАУКОГРАД ФРЯЗИНО
Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Пропаганда здоровья2015 год Модераторы сайта ВК – Александр Круглов и Николай Круглов.
Эссе «Моя педагогическая философия». Эссе пишется в свободной форме. В творческой работе отражается мировоззренческая, культурологическая, психолого-педагогическая позиция учителя. Объем эссе не более 10 тыс. компьютерных знаков.
СЕРГЕЙ ВИНЦЕНЦ: «Моя педагогическая философия» Введение. Я решил написать эссе на заданную тему в форме диалога с собой. Родился я 10 июля 1958 года в г.Николаеве (УССР) в семье служащих. Мама, Людмила Матвеевна Винценц (Чулкова), и мой отец, Винценц Виктор Владимирович, жители Фрязино, более 40 лет проработали в научно-производственном предприятии «Исток», большую часть времени в одной лаборатории, где и познакомились. Таким образом, родился я в семье тружеников «Истока». Затем учился в 3-ей школе, в 1-й школе, окончил физический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, отделение экспериментальной и теоретической физики аспирантуры МГУ, работал на Фрязинском ИРЭ, где прошёл путь от младшего до старшего научного сотрудника и стал кандидатом физико-математических наук. Как учёный, посвятил серьёзным исследованиям более 20 лет своей жизни, пока не почувствовал призвание к педагогике. Сегодня являюсь учителем углубленной физики и руководителем двух проектов - участников конкурса на губернаторскую премию «Наше Подмосковье». Один из них посвящён спорту, другой науке. За почти 12 лет работы в МОУ СОШ № 3 мне, по видимому, удалось «углубить» изучение физики и выстроить систему ранее не существовавших в школе двух-предметно интегрированных (физика и математика) элективных курсов. Кроме этого, при активной помощи администрации школы – создать Волейбольный Клуб (ВК) для старшеклассников и Научное Общество Учащихся (НОУ) «Фотон». – Я часто задаю себе вопрос, как получилось так, что успешный, в общем-то, учёный в расцвете карьеры решил посвятить себя педагогике? – Дело в том, что во время написания докторской диссертации, я осознал, что мне нравится работать с детьми: ежегодно давал частные уроки школьникам при подготовке к вступительным экзаменам в институты. Многие мои ученики поступали на физический и механико-математический факультеты МГУ, а также в МГТУ имени Н.Баумана, также на самые престижные факультеты. В экспериментальной физике «общение» ведётся, если можно так сказать, преимущественно с приборами. Также можно следить за индексом цитирования своих опубликованных научных трудов и обсуждать их на специализированных конференциях. Но это единичные реальные «межличностные» контакты, а при работе с детьми попадаешь в настоящий живой поток, многому учишься у самих ребят и понимаешь «в реальном времени, теперь, сейчас» всю необходимость этой работы. Так получилось, что спираль моей жизненной траектории привела меня туда, откуда начиналось моё собственное познание физической науки. Я сейчас работаю в том самом кабинете школы № 3, где сам получал от Александра Максимовича Улькина первые уроки физики. – Как ученого, меня, конечно, интересует в первую очередь вопрос, а как возникло общешкольное Научное Общество Учащихся (НОУ) «Фотон»? – Общество возникло три года назад по инициативе директора Валентины Михайловны Жадовой и зам. директора по УВР Натальи Владимировны Буслаевой. В его основе – создание активистами индивидуальных или коллективных Проектов. В школе № 3 исследовательской деятельностью занимаются энтузиасты, независимо от классов и возрастов, а направления учебных исследований выбираются между гуманитарными, естественными и физико-математическими науками. Для начальной школы, к примеру, выделена секция «Почемучки». Мы решили, что первое слово в названии проектов секции будет: «Почему», ведь это слово охватывает все области наук. Можно задать вопрос: «Почему лёд тает?» или «Почему люди пишут стихи?». Средний возраст юных исследователей охвачен двумя секциями: 5-7 класс, это – «Предметные рефераты», а с 8 класса начинаются уже «Предметные исследования». По мере взросления участников Общества процесс смещается в сторону научных исследований. Мы заинтересованы в том, чтобы дети формировали проекты не простым компилированием фрагментов из Интернета. Ведь главная задача учебного процесса – научить учащихся думать, поэтому оригинальные, авторские проекты с оригинальной авторской частью, всегда поощряются и, как правило, становятся победителями конкурсов Общества. Ежегодно в работе НОУ участвуют около 15-20 учителей, и, в основном, именно они и предлагают темы проектов, но иногда темы определяют сами ребята. Лично я в 2014-2015 учебном году курировал шесть проектов, из которых три – предложили мои ученики. Например, ученица одиннадцатого класса Татьяна Шемшур предложила изготовить и исследовать работу макета кольцевого ускорителя. В течение учебного года работа была завершена: по кругу бегает шарик, обладающий магнитными свойствами, а вокруг него установлены электромагнитные пушки Гаусса. В определённое время через катушки проходит электрический ток, и они превращаются в магниты, которые притягивают движущийся предмет, – простое устройство, хотя вся хитрость в том, чтобы вовремя включать и прекращать подачу тока. Этот проект стал победителем областной конференции в МГОУ. Также с моей помощью Никита Копнин, Владимир Алешин и Антон Кутуков из 10-го класса экспериментально и теоретически изучали «квадратные мыльные пузыри» в жидких тонких пленках. Этот проект занял второе место на Региональном конкурсе «Юный исследователь» в Черноголовке. Ещё одно интересное исследование представила Анна Туркина из нынешнего 9-го физ-мат класса. Девушка была увлечена фотографией в стиле «фриз-лайт». Мы обсудили ее удивительные фотографии «замороженного света» с точки зрения законов геометрической оптики и в итоге эта необычная работа заняла призовое место в МГОУ. Хочется особо подчеркнуть, что все учителя третьей школы – научные руководители завершенных гуманитарных и физматовских работ НОУ «Фотон», совершают незримый педагогический подвиг! – В физике сейчас много открытий. Рассказываем ли мы о них своим ученикам? – В нашем городе у учителей физики есть возможность свои лучшие проектные исследовательские решения представлять на городской семинар, который проводится в Гимназии при участии фрязинских учёных. Школа ежегодно направляет на подобные семинары учащихся десятых физико-математических классов и групп. Кроме этого активисты участвуют в других научных мероприятиях. Например, в сентябре физико-математические бои организует Лицей. Там нет жёсткого соревнования, ведь главная цель мероприятия – научить ребят деликатно и правильно вести научную дискуссию. В октябре мы ежегодно рекомендуем ученикам побывать на фестивале Науки, который проводит МГУ и в рамках которого известные ученые популяризируют новые знания. – Другой Проект Губернаторского конкурса – это Волейбольный Клуб (ВК)... – Увлечение волейболом идёт из юности: мы играли в волейбол в сборной юношеской команде школ Фрязина «Олимп», и я был несколько лет капитаном команды. Когда стал работать в школе, практически сразу предложил организовать ВК. И директор Валентина Михайловна Жадова поддержала мою инициативу: клуб существует уже десять лет. Смысл нашего волейбольного клуба не столько в том, чтобы регулярно занимать в городе призовые места (хотя это у нас получается), а чтобы лишний раз вытащить школьников из их любимых «гаджетов». Волейбол – коллективная игра, она развивает навыки работы в команде, это и самоотверженность, и чувство локтя. Ребята из команды продолжают дружить и в физико-математических классах, и в будущих трудовых коллективах. –Увлекая ребят спортом и наукой, какую цель мы перед собой ставим? – Одна из главных – вернуть ребёнка из его виртуальной реальности в настоящий мир, помочь развитию его здоровья и мозга. Современное «цифровое поколение» очень сильно увлечено экранными приборами, что может в итоге не только вызвать поведенческие отклонения и торможение развития личности, но и принести существенный вред здоровью детей. В западной литературе даже появился такой термин: «цифровое слабоумие». Медицинские исследования доказали, что только активное восприятие внешней среды, глубокий анализ, переработка и синтез информации из реальной жизни способствуют развитию человеческого мозга. Это и есть та практика, которой ребята занимаются в научных обществах и в специализированных классах, где учатся решать задачи углублённого характера. При этом они получают также и возможность переключить свою умственную активность на физическую, занимаясь в спортивном клубе. Спорт, наука, искусство – это грани образования всесторонне развитых людей, и главная идея школьного воспитания, на мой взгляд, – сделать ребёнка глубоким интересным человеком и тогда вокруг него неотвратимо выстроится интересная и успешная жизнь, а в его ближний круг общения придут интересные и симпатичные люди. – Могу ли я посоветовать будущим выпускникам школ наукограда Фрязино перспективные направления трудовой деятельности? – Сегодня самые престижные и финансируемые государством направления лежат на пересечении фундаментальных наук. Это так называемые кросс-дисциплинарные направления: биоинженерия, химическая физика, квантово-механический анализ наноразмерных лекарственных молекул и другие. У нас в городе – вакуумная и твердотельная оборонная СВЧ-электроника, волоконно-оптические лазерные системы фотоники. Я сторонник того, чтобы человек, зная, какие специальности востребованы, всё-таки делал выбор, исходя из своего внутреннего призвания. Ведь одна из главных составляющих счастья – это любовь к своей профессии. Работа должна совершаться легко и с удовольствием! Для меня самое главное – возможность творить, а школьная администрация всегда поддерживает новые перспективные идеи и даже мои необычные инициативы. Выпускники школы № 3 ориентированы на развитие именно России, и для меня это очень важно. Я ценю в людях, в том числе и в будущих учёных, стремление не только брать, но и отдавать, работать на благо нашего Подмосковья. Учитель физики МОУ СОШ № 3 с УИОП,
2018 год Всероссийский смотр-конкурс на лучшую постановку физкультурной работы и развитие массового спорта среди школьных спортивных клубов
|
Поиск по сайту
Архив записей
|